Умение сосредотачиваться – это свойство внимания, которое психологи называют концентрацией, считая его одним из главных свойств внимания.
К сожалению, очень многие быстро соображающие дети обладают так называемым поверхностным вниманием, и поэтому не могут выделить в изучаемом материале составные части, не придают значения деталям.
Типичные ошибки детей с поверхностным вниманием:
- читают только начало слова, а конец договаривают, часто неправильно, что искажает смысл предложения или текста;
- при чтении задачи выделяют неважное условие, а важное пропускают, поэтому неверно выбирают действие и решают задачу неправильно;
- при списывании часто пропускают буквы или целые слова;
-обладают большой скоростью запоминания, но кратковременной памятью,
(ребенок быстро запоминает материал, но также быстро его и забывает).
При обучении таких детей надо особо развивать у них следующие навыки:
- умение выделять главное;
- умение сравнивать, то есть выделять сходство и различие;
-умение выделять и запоминать детали;
- умение планировать свою работу и четко следовать намеченному плану;
- умение выделять важную информацию, отличать ее от неважной;
- умение удерживать внимание на одном объекте;
- умение выполнять однообразную работу.
Все эти умения можно развивать во время выполнения домашних задании.
Вот несколько идей, как это можно сделать.
Умение выделять главное можно и нужно развивать:
-при чтении художественных произведений;
-при решении задач;
-при изучении текста параграфа по любому предмету;
-при рассматривании иллюстраций.
Умение сравнивать, то есть искать сходство и различие, можно развивать
-при решении задач, сравнивая, что нам известно и что неизвестно;
-при записи под диктовку, сравнивая, как слово звучит, и как оно пишется;
- при изучении правил, сравнивая слова, записанные по правилу и слова-исключения;
-при чтении и запоминании любой информации из учебника, сравнивая то, что мы уже знаем и новый материал;
-при выполнении работы по образцу, сравнивая образец и свою работу.
Умение выделять и запоминать детали развивается одновременно с предыдущим.
Когда мы сравниваем два объекта, то выделяем детали, которые отличают их друг от друга.
При определении любого слова (термина) мы сначала выделяем главное, а потом добавляем детали, которые отличают этот объект от других, похожих на него.
Пример: Имя существительное – это часть речи ( главное), которая отвечает на вопросы кто? что? (первое отличие), и обозначает предмет (второе отличие)
Умение планировать свою работу и четко следоватьнамеченному плану.
Очень полезно учить ребенка составлять различные планы :
-план выполнения домашней работы с указанием времени, затраченного на каждый предмет;
-план решения задачи;
-план любого текста;
-план проведения каникул или выходного дня,
На самое главное при развитии умения планировать – следовать намеченному плану.
Умение составлять план – сложное умение, это тема для отдельной статьи.
Умение выделять важную информацию, отличать ее от неважной тренируется
- при ответе на вопросы;
- при составлении плана текста;
- при написании сочинения по теме;
-при решении задачи;
Умению отбирать информацию можно научить, выполняя специальные упражнения:
- выборочное письмо
( упражнение описано в этой статье);
-выборочное чтение.
( упражнение описано в этой статье);
Умение удерживать внимание на одном объекте и умение выполнять однообразную работу можно развивать
- при выполнении работы по образцу;
-при списывании текста с книги;
-при выполнении заданий по заданному алгоритму.
Таким образом, можно научить ребенка сосредотачивать внимание во время выполнения регулярного домашнего задания, не затрачивая ни времени, ни усилий на дополнительные занятия. Но если какое-то из перечисленных умений развивается медленно, можно помочь ребенку, играя с ним в развивающие игры для развития внимания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Чтобы правильно оставить комментарий, нужно внимательно просмотреть сообщение, четко сформулировать мысль и написать отзыв или комментарий