Как разобраться в школьных
проблемах? Они так многообразны, что порой это трудно сделать даже специалисту.
Еще сложнее — учителю. Часто не хватает терпения и понимания родителям.
Но больше всего страдает от них ребенок!
Иногда
все начинается, казалось бы, с незначительных вещей; медленный темп работы,
трудности в запоминании букв, неумение сосредоточиться. Что-то списывают
на возраст — дескать, не привык, еще маленький; что-то — на недостатки
воспитания; что-то — на нежелание работать. А ведь в этот момент трудности еще
относительно просто обнаружить, они достаточно легко поддаются исправлению.
Но потом проблемы нарастают как снежный ком — одна трудность тянет за собой
другую, образуя страшный и порочный круг. Постоянные неудачи настолько
обескураживают ребенка, что трудности «переползают» с одного предмета на другой.
Ребенок сдается: начинает считать себя беспомощным,
неспособным, а все свои старания — бесполезными. Психологи убеждены: результаты
обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить
поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет
решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то, естественно,
наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда
не получится». Раз «никогда», то стараться незачем! Брошенное мамой или папой
между прочим: «Ну какой же ты бестолковый!» — только «подливает масло в огонь».
И не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть даже
ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят ребенку порой
больше громких слов.